Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решительный отказ от общественного призрения и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приводящих к социальной защите, известной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.
На первом этапе формирования в № 3 газеты «Временного рабоче-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Учредительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных рабочих, городской и сельской бедноты. Пять основных принципов рабочей страховой программы включали:
• полное самоуправление застрахованных;
• распространение социального страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;
• возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
• расширение круга страхуемых за счет городской и сельской бедноты;
• возмещение полного заработка при страховании.
Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принципов не был осуществлен, даже соответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.
Следующий этап предусматривал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сентябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправления в августе 1918 года). Обнародовано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудящихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взятого на себя государством:
• оказание всех видов врачебной помощи и родовспоможения;
• обеспечение средств к существованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);
• обеспечение всех или части средств к существованию для посто-
янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старости, обеспечение средств к существованию для безработных. Определены круг лиц (трудящиеся) и случаи необходимости обеспечения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация.
На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспечения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда».
Освобождение дворянства Екатериной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думающего «праздного класса». Примечательно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середине XIX века начинается создание всесословных обществ, укрепляя единство гражданского общества. Постепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь малоимущим начинает рассматриваться не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нормальному гражданскому состоянию, не требующему общественных подачек. Все более важную роль начинают играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации малоимущих и среднеимущих.
Таким образом, к началу XX века общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:
• имущие и среднеимущие получают ее как поддержку в виде кредитов и страхования;
• малоимущие трудоспособные используют помощь для возврата в нормальное гражданское состояние;
• недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя призрение условий их существования.
Необходимо понять, что институт призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии существования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реализовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры достаточно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Наконец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравственности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советского аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройденный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл огромную роль в истории ее, и не столько в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении развития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования крупной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.