Повышение эффективности системы социальной защиты.

Нынешние государственные прогнозирование социальных пособий и субси­дий снижают трудовую мотивацию тру­доспособных членов малоимущих домохозяйств. Негативный эффект этих программ пока нивелируется исключи­тельно низкими размерами пособий и трудностью их получения. Но как толь­ко эффективность администрирования и финансирования социальных прог­рамм существенно повысится, действу­ющая модель социальных выплат мо­тив стать серьезным тормозом эконо­мического и социального развития страны. Требуется принципиально но­вая схема предоставления социальных пособий и субсидий, учитывающая встречные обязательства граждан, связанные с их готовностью повышать свои доходы через занятость.

Другой важной задачей в области совершенствования политики доходов является реструктуризация социальных обязательств и создание прозрачного механизма оказания социальной по­мощи, который бы позволял четко вы­делять целевые группы, в ней нуждаю­щиеся, и контролировать уровень бюд­жетной помощи им.

Здесь возникает пробле­ма, характерная для всех субъектов Федерации: организация социальной работы на местах регламентируется ог­ромным количеством зачастую проти­воречивых нормативных актов.

Об унификации правового поля и ре­визии законодательства много говорит­ся, но пока реально ничего не делается. В настоящее время существует более 200 нормативных актов, прямо или косвенно связанных с финансовыми и экономи­ческими обязательствами по социаль­ной защите. Объем последних превыша­ет размеры консолидированного бюд­жета Российской Федерации в разы (по разным оценкам, до 6 трлн. Руб. в год и более).

Исполнение такого количества обя­зательств невозможно контролиро­вать. Нереально также проводить оценку достигнутых целевых показате­лей в области социальной политики,

поскольку для организации такой ра­боты требуются огромные ресурсы.

Реструктуризация и ревизия соци­ального законодательства может быть реализована:

- путем перевода всех социальных выплат в единое пособие по нуждае­мости, ликвидировав многообразные компенсации (например, субсидии на жилье и коммунальные платежи, транспорт, связь и на прочие услуги ве­теранам и другим бенефициарам);

- посредством перевода непро­фильных финансовых обязательств (например, расходов по Закону «О ста­тусе военнослужащих») в соответству­ющие статьи госбюджета.

Не менее важно провести ревизию Трудового кодекса. Сегодня он содер­жит ряд норм, относящихся к системе социальной защиты (в частности, обя­зательства работодателей выплачивать зарплату работникам с учетом район­ных коэффициентов, в том числе и по обязательствам в отношении менедж­мента). Это увеличивает экономичес­кую нагрузку на предприятия, снижая в конечном счете конкурентоспособ­ность их продукции.

Развитие адресной системы пре­доставления социальной помощи предполагает переход на заявительный принцип. Для предотвращения воз­можности получения пособий по раз­ным основаниям необходимо:

- создать единые для всех субъек­тов Федерации формы учета по полу­чателям социальной помощи;

- законодательно установить, что единственным основанием получения социальной помощи (в том числе, всех видов льгот по проезду на транспорте, оплате коммунальных услуг и т.п.) яв­ляется низкий уровень жизни, т.е. бед­ность;

- сформировать систему опера­тивного обмена административными данными между органами социальной защиты населения.

Объективные оценки эффектив­ности социальной политики, осущест­вляемой на федеральном уровне и в регионах, способствовали бы повыше­нию гибкости управления социальны­ми программами. Имея набор соответ­ствующих показателей, федеральный центр мог бы целенаправленно регу­лировать размеры социальных транс­фертов, предоставляемых субъектам РФ на социальную защиту. В рамках трехлетнего бюджетного периода это позволило бы проводить дифферен­цированную политику финансирова­ния различных программ (в случае снижения эффективности одних сок­ращать соответствующие расходы в пользу других).

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |