На протяжении последних десятилетий не утихают споры о том, почему в высшей иерархии власти во всем мире так мало женщин. По оценкам аналитиков, представительство женщин на руководящих постах в среднем в разных странах мира находится на уровне 8–10%, и лишь в Скандинавии этот показатель существенно выше и составляет 25–40%. Спектр проблем женского бизнеса за последние два года серьезно трансформировался, и на первый уровень вышли те проблемы, которые раньше были не столь заметны. Развитие женского предпринимательства в России идет разнообразно и противоречиво. Российские регионы, не имея жестких стандартов, формируют свои закономерности «выживания» бизнеса, отличаясь разнообразием моделей и типов делового поведения лиц, шагнувших в стихию частного предпринимательства.
Традиционно исследователи гендерных проблем склонны интерпретировать этот факт наличием «стеклянного потолка», преодолеть который женщинам непросто. Существует ли «стеклянный потолок» в России, и если существует, то что собой представляет и насколько преодолим?
Хотелось бы разобраться, какие из особенностей мужской и женской психологии действительно влияют на профессиональную деятельность, а что из приписываемых противоположному полу пороков является выдумкой чистой воды. Отношение сотрудников к женщине-руководителю — один из самых изучаемых в социальной психологии стереотипов мышления. Несмотря на глобальную распространенность этого явления, его до сих пор весьма болезненно переживают мужчины с консервативными взглядами, которые мысленно (а порой и вслух) напоминают всем дамам про место на кухне. Для них сильнейшим ударом по самолюбию становится проигрыш женщине в любом соревновании и тем более необходимость работать под ее началом.
В этой связи возникает вопрос: что стоит за низкой проницаемостью структур управления для женщин? Гендерные стереотипы или нежелание самих женщин делать карьеру? Предубежденность мужчин-руководителей или стремление не допустить женщин на руководящие позиции? Особенности корпоративной культуры или консерватизм властных институтов?
Ответы на поставленные вопросы я постаралась найти в исследовании, так как Россия находится лишь в самом начале пути преодоления гендерных диспропорций во власти, связанного с осознанием обществом и элитными слоями важности этой проблемы.
Хочу заметить: я не отношу себя к феминисткам. При выборе данной темы исследования я руководствовалась исключительно научными интересами и ставила своей целью расширить имеющийся у меня исследовательский материал, полученный ранее по лидерам российского бизнеса, которые, как и следовало ожидать, все оказались мужчинами. Проводя исследование, с удивлением для себя мною был отмечен тот факт, что весьма часто за успешным лидером-мужчиной стоит женщина, которая занимает вторую или третью позицию в фирме. Первые пробные интервью с женщинами-лидерами показали, насколько это интересно и заслуживает дальнейшего осознания и переосмысления.
Спешу заверить - у меня не было ни явной, ни скрытой цели доказать, что женщины лучше или хуже мужчин, как менеджеры и собственники своего дела. Я пыталась быть профессионально бесстрастной. Тем более что искренне убеждена: женщины не нуждаются в исследовательской поддержке. Они гораздо сильнее, чем это может казаться.
Предмет исследования
: отношение к социальному статусу женщины-руководителя.
Объект исследования
: женщина-руководитель
Цель исследования
:
1. Выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы относительно своего и противоположного пола;
2. Изучить реальные практики продвижения и закрепления женщин на руководящих позициях;
3. Оценить потенциал преимуществ и недостатков женщин-руководителей по сравнению с мужчинами, опираясь на их собственные оценки;
4. Реконструировать факторы, способствующие и препятствующие продвижению женщин во власть.
Задачи исследования.
В ходе исследования мною анализировались следующие процессы:
а) анализ реального привлечения женщин к руководству властными структурами;
б) проведение самостоятельного исследования методом глубинного интервью;
в) оценивание женского/мужского опыта с точки зрения самих его носительниц/носителей;