Благотворительность – это помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Благотворительность вызывается различными мотивами: состраданием, желанием получить благодарность со стороны правительства, религиозными воззрениями. Государство к тому же всегда стремилось устранить социальную опасность, источником которой было нуждающееся население.
Благотворительность – традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. В России благотворительность широко распространилась в 19 – начале 20 вв. О ее масштабах свидетельствовал в свое время историк М. Погодин. «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа».*
Экономическое развитие России, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70 гг. 19 века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности.
*Развитию благотворительности способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отменен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского Высочайшего соизволения. Теперь разрешение на их открытие было достаточно получить в Министерстве внутренних дел, что упрощало процедуру необходимых юридических формальностей. Кроме того государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. Так, исследователь Ощепков Б. отмечает, что в царской России за благотворительные деяния налоги снижались с 18 – 25 процентов до 12 – 15 процентов.* А на религиозном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. Третьим фактором роста благотворительности в России явилось осознание многими предпринимателями своей личной ответственности перед обществом. В основе этого осознания была мысль о том, что Господь бог дает богатство в пользование и обязательно потребует по нему отчета. А значит, богатый человек несет моральную ответственность за использование своего богатства и должен употреблять часть средств на помощь бедствующим, нуждающимся, на поддержку науки, народного образования, здравоохранения. Известный предприниматель-меценат П. М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».*
Система благотворительности в России во второй половине 19 в. – начале во в. представляла собой разветвленную сеть. По источникам финансирования благотворительность подразделялась на общественную. общественно-государственную и частную.
Субъектами общественной были общества, финансовые средства которых составлялись из взносов их членов, единовременных частных пожертвований и процентов с ценных бумаг. К этому типу относятся такие, как Общество поощрения трудолюбия или помощи женщинам, оставшимся без средств к существованию (основано в 1863 г.), Общество для помощи больным и обездоленным детям «Синий Крест» (основано в 1896 г.).
К общественно-государственной благотворительности можно отнести деятельность учреждений, которые финансировались не только за счет членских взносов, но и за счет государственных средств. Это Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии. Кроме того, существовали заведения, которые не имели специального благотворительного назначения, но благотворительностью занимались. Это Министерство внутренних дел, Министерство народного образования, Министерство юстиции.
Широкой благотворительной деятельностью славились московские предприниматели: Бахрушины, Абрикосовы, Морозовы; уральские промышленники Демидовы; алтайские промышленники Платоновы. Одно из почетных мест в истории России принадлежит фабриканту Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею.