Переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, для которого характерны деидеологизация и фрагментация интересов, преобразование коллективных ценностей и их замена индивидуальными приоритетами, падение значимости любых видов власти, ведет к трансформации политических институтов. В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными движениями.
Важность институционального аспекта трансформации социальных субъектов признается всевозрастающим числом исследователей. В частности, в России идет процесс субъективации и институционализации общественных движений. Выделим основные компоненты данного явления:
· появление социальной потребности в новых общественных движениях;
· интернализация участниками общественных движений новых социальных норм, ценностей, формирование на их основе новых потребностей, ценностных ориентации и ожиданий;
· создание материальной, финансовой, ресурсной базы, то есть организационную оформленность общественных движений;
· распространение институционализированных форм деятельности (к таковым относятся: митинги, демонстрации, выборы, предвыборные кампании);
· признание законности общественных движений в системе государственной власти, их легитимность в массовом сознании.
Различные общественные движения служат ключевой характеристикой современного общества, являются формой участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себя политической системе. Общественные движения не выступают в качестве прообраза формы гражданского участия, призванной заменить собой институциональные структуры представительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.
В России общественные движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи общественных объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер («Женщины России», партия пенсионеров). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.
Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.