Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.
Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.
Функции культуры
1. Мировоззренческая— ее формируют наука и религия.
2. Компенсаторная
— преодоление природных недостатков человека.
3. Функция социализации
. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
4. Функция контроля
. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение. Клиффорд Гиртц называл культуру «набором контрольных механизмов — планов, рецептов, правил, инструкции … для регулирования поведения». Без культуры, считает он, люди были бы полностью дезориентированы: «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта.
Если культура контролирует поведение людей, можем ли мы назвать ее репрессивной? Зигмунд Фрейд именно так и поступил. Он описал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Действительно, культура часто именно подавляет наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Однако не исключает их полностью. Точнее, она определяет рамки, в которых возможно удовлетворение этих побуждений. Другими словами, она диктует подходящее время, место и средства для удовлетворения человеческих потребностей. Культура, например, не стремится уничтожить секс. Напротив, культурные нормы в виде определенных правил предписывают людям, кого они могут выбрать в качестве партнера, где и когда можно заниматься сексом и какое поведение допустимо в рамках сексуальных отношений.
Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального контроля, не будем забывать, что она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг.
Физическая среда обитания также ставит пределы влиянию культуры. Например, засухи или извержения вулканов могут нарушать сложившийся тип сельского хозяйства. Факторы окружающей среды могут также сделать формирование некоторых культурных образцов маловероятным. Люди, живущие во влажных тропических лесах, вряд ли станут развивать культуру оседлого земледелия, поскольку почвы в этих местах не позволяют получать большие урожаи в течение длительного времени.
Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства пищи, обеспечения жилья и осуществления других основных видов деятельности стало бы невозможным.
5. Функция селекции.
Другой ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей. Рут Бенедикт приводила аналогию с языком: «Количество звуков, которые можно воспроизвести с помощью наших голосовых связок н носоглотки, практически беспредельно . Но каждый язык должен осуществить свою собственную селекцию звуков и твердо придерживаться избранного, иначе ему грозит опасность стать совершенно недоступным для понимания».