движущей силой развития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущи любому социальному строю.
Марксистская социология
в качестве главной движущей силы общества видит единство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах. В экономической – противоречие между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической -– борьба классов, в духовной – борьба идеологий.).
Относительно роли объективных и субъективных факторов
в социальных изменений высказываются две точки зрения:
сторонники субъективизма
в качестве основной причины социальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида или группы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;
сторонники объективизма
полагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.
На вопрос, носят ли социальные изменения причинно обусловленный или случайныйхарактер
, также предлагается два ответа:
марксистский детерминизм
подчеркивает причинную обусловленность всех социальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество, существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;
социальный дарвинизм
считает, что социальные изменения совершаются благодаря случайным вариациям и природному отбору.
4. На вопрос о том, какие причины порождают социальные изменения, предлагаются следующие ответы:
Социокультурные теории
первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всего общества.
Социально-экономические теории
главную причину видят в экономике, производственных отношениях.
Индустриально-технологические теории
полагают, что социальные изменения производны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения:
изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновение биотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породило суррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и в новых социальных ролях);
новые технологии, новая техника создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения, компьютерной техники и т.д.);
новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализирует труд многих высококвалифицированных работников).