Следующее, о чём следует сейчас подумать, это о расширении нормативной базы для определения бедности. Имеет смысл дополнить оценку бедности по душевым денежным доходам её измерением по располагаемым ресурсам домашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себя денежные оценки натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованные сбережения, то позволяют более полно учесть материальные ресурсы людей, использованные на потребление. В бюджетных обследованиях домашних хозяйств органы государственной статистики определяют этот показатель. Доля денежных доходов в нём составляет в целом по Российской Федерации примерно 90%, в том числе в городской местности – 92 и в сельской -76%.[7] Оборудование для автосервисов - aet-auto.ru. Заказать подъемники для авто в Москве.
Экспериментальные расчёты распределения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов, проведённые во ВЦУЖ, заметно изменили оценки уровня бедности в целом по стране и кардинально – в целом ряде субъектов Российской Федерации, особенно в регионах с высоким удельным весом сельского населения.
Измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья. Пока этот социальный норматив потребления жилища, составляющий 18 кв. м на квартиросъёмщика и 12 кв. м на каждого из других членов семьи, не исключен из потребительской корзины.
Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем – важный шаг вперёд к её комплексному измерению. Это приведёт к расширению взгляда на российскую бедность и её структуру.
Расширяется перечень проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.
Характеристику бедного населения следовало бы дополнить также сравнением фактических показателей здоровья (например, продолжительности жизни), образования (например, в возрасте 15–16 лет, не охваченных образованием). Бедность, определённая по совокупности показателей, позволит более полно раскрывать содержание этого явления.
Таким образом, на новом этапе борьбы с бедностью надо уточнить официальные показатели её измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности российской бедности, а методики их определения – быть прозрачными и не изменяться в процессе осуществления поставленной задачи.
Таблица 3. Группировки регионов по динамике уровня бедности (2004/1998 гг., в процентных пунктах)[8]
Рост бедности (40 субъектов) |
Снижение бедности (49 субъектов) | ||||||
Субъект |
Рост доли бедных |
В процентном отношению к уровню 1998 г. |
Ранг |
Субъект |
Снижение доли бедных |
В процентном отношению к уровню 1998 г. |
Ранг |
Республика Ингушетия |
12,2 |
27,6 |
1 |
Республика Дагестан |
9,7 |
23,5 |
1 |
Ивановская область |
9,5 |
29,5 |
2 |
Свердловская область |
8,4 |
28,0 |
2 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
9,0 |
18,2 |
3 |
Агинский Бурятский АО |
8,3 |
16,7 |
3 |