Актуальность темы исследования
. Характерное для современности расширение сферы сближения, интернационализации образов жизни, находящее выражение в процессе глобализации, проявляется, в стирании национального и культурного своеобразия, неповторимости субъекта. Возникает ситуация, характеризующаяся исходной неясностью мотивов существования индивида и нации – кризис идентичности, рассматриваемый диссертантом как кризис традиционного детерминизма социального развития. Происходит процесс изменения социально – культурных моделей, обеспечивающих воспроизводство национальных социумов, характеризующийся «возрождением этничности», и становящийся проблематичным в связи с тем, что национальная идентичность зачастую трактуется как результат личного выбора.
Современный человек переходит от отождествления своих индивидуальных и коллективных представлений к ощущению разрыва как между ними, так и между различными коллективными отождествлениями, в результате возникает ситуация кризиса социального сознания. Возникает необходимость в создании исследовательской программы с привлечением понятий, соответствующих такой ситуации. Одним из таких понятий является «идентичность». Происходящие трансформации традиционных моделей поведения человека в общности, когда относительно устойчивая культура являлась основой для формирования мировоззренческих установок и норм, предполагают самостоятельный выбор индивидом ориентиров идентификации.
Рассматриваемое понятие «идентичности» позволяет подойти к изучению связи «индивид-социум» в рамках современной парадигмы человека и общества – социум не только объединяет индивидов, но и присутствует в каждом из них. Это изменяет взаимоотношения идентичности с тем, что обычно называется «социальная идентичность»: с одной стороны, индивид, будучи членом общности («мы»), неотделим от нее, с другой стороны общность («мы») возможна при ее внутреннем присутствии в «Я». Идентичность рассматривается как единство устойчивости и изменчивости, дающее индивиду возможность самопроектирования, изменяясь и модифицируясь вместе с индивидом во времени, создает перспективу сочетания социального обновления с преемственностью.
Идентичность в традиционных концепциях нации исследуется, исходя из характерного для англоязычной литературы рассмотрения нации как государства, согражданства, как результат социализации, осознанного выбора в конкретном социально-политическом контексте. Предлагаемое диссертантом понятие идентичности призвано отразить значительную роль культуры как способа самовоспроизводства нации в самоидентификации. На смену традиционному, жестко ограниченному и. однозначному процессу утверждения национального самосознания приходит процесс свободного интеллектуального поиска, идентичности – самоотождествления с различными группами при сохранении внутреннего плюрализма.
Использование понятия «идентичность» дает возможность представить транзитивный характер существования таких социумов, как нации, который определяется современным пониманием наций независимо от ее воплощения в государстве, как социума актуализации культуры, находящегося между мегасоциумом и социумом «малых групп».
Актуальность в целом проблемы социальной идентичности, необходимость создания последовательного методологического обоснования проблемы понятия «идентичности» в отечественной социальной философии и очевидная практическая значимость обусловили выбор темы, постановку целей и задач настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. В
социальной философии к настоящему времени сформировались различные методологические подходы к исследованию проблем, связанных с теоретическим обоснованием социально-философского анализа идентичности.
В зарубежной социальной теории продуцирование концепций идентичности как национально-культурной идентичности обусловлено реализацией общефилософских, психоаналитических, социологических и междисциплинарных подходов. В классической философской традиции идентичность – фундаментальная характеристика бытия, предполагающая сохранение тождественности самому себе, противостоящая «различию», важнейшая характеристика личности, означающая единство, целостность индивида во времени и пространстве, противостоящая «инаковости» (Платон, Аристотель, F.B: Лейбниц, Гегель, Ф. Шеллинг), в постмодернистской традиции – концепция отсутствия. утраты индивида как центра и источника тождественности (Ж. Делез, Ж. Деррида).
В социологической традиции для исследования идентичности как набора определенных ролей индивида используются не только устойчивые понятия «ролей», «социализации» (Дж. Мид, Ч.Х. Кули), но и «ярлыки /стигмы» (Э. Гоффман), «референтная группа» (Р. Мертон), «явная» и «латентная идентификация» (А. Гоулднер), «позитивная идентичность» (Г. Тэджфел). Психоаналитическая традиция рассматривает идентичность не только в виде результата частичного отождествления с образом «другого» (3. и А. Фрейд), но и как растворение обществом личностного своеобразия (К.Г. Юнг), отчуждение индивида от своей подлинной сущности (Ж. Лакан), анализ присущего индивиду способа быть – человеком (Л. Бинсвангер), соответствие действий индивида и его способа осознавания ситуации (Р. Лэйнг).