Научная новизна.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
· на основе установления взаимосвязи между понятиями «индивид», «нация» «национальная идентичность» и «национальное самосознание» представлена трактовка категории «идентичность»;
· с помощью систематизации важнейших концепций идентичности раскрыты социально-философские основания исследования идентичности;
· выявлены сущность и значение концепции кризиса идентичности в современной социальной теории как парадигмы актуализации наций;
· выделена специфика социально-философского исследования национальной идеи как рефлексии идентичности;
· выяснены направления исследования знаково-символической природы идентичности;
· сформулированы направления социально-философской интерпретации идентичности с использованием рационалистических, экзистенциальных и структуралистских конструктов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Идентичность – совокупность структурирующих характеристик локального социального пространства, отражающая динамику процессов воспроизводства субъективности как отдельного индивида так и нации и выступающая регулятивом соответствия; между субъективными смыслами и вовлеченностью в процесс социопроектирования.
2. Идентичность, с одной стороны, включена в структуру национального самосознания как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса содержания национального самосознания, так как идентичность – не только субъективное переживание своей индивидуальности, но и то, что объективно определяется как размещение в определенном мире и может быть усвоено лишь наряду с этим миром, что акцентирует бытийно-конституирующий смысл роли идентичности в современном существовании общества.
3. Идентичность имплицирует как социальную (отождествление одной общности с другойv или общности с собой, индивида с общностью), так и индивидуальную (личностное самоотождествление) идентичность. Идентичность индивида в современном обществе – в той или иной степени свободный выбор из нескольких идентичностей; в результате проблематичной становится сама идентичность, которую еще нужно идентифицировать со множеством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться.
4. Положение о идентичности в современном обществе как функциональности предполагает размещение ее в весьма определенных темпоральных границах, обусловленных социально, культурно, политически. Это означает трансформацию культурно опосредованных, метафорических по сути подходов к дорефлексивному восприятию «национального», находящую свое воплощение в характерных для различных эпох национальных идеях. Национальная идея является категорией, описывающей такой аспект становления идентичности, который состоит в систематизированном обобщении существа «национального» в его надвременном бытии, и представляется как правило в форме тех или иных философских, общественно – политических текстов.
5. Знаково-символическая природа идентичности выражается в наделении индивида как представителя нации свойством рефлексивности, способностью осознавать условия своей субъективности, которое выражается в появлении «любви к Родине» и «комплексов национальной вины» – символических структур, упорядочивающих представления индивидов. Рассмотрение идентичности с точки зрения субъекта предполагает, что она связана в первую очередь с проблемой интерсубъективности – идентичность субъекта зависит от отношения к Другому («нации», «отчизне», «товарищу», «земляку») как в смысле социальной символической структуры, так и в смысле конкретного другого субъекта. Исследование связи идентичности и традиции предполагает рассмотрение индивида и нации как достаточно замкнутого целого, взаимодействующего с другими возможными нациями, что актуализирует проблемы межкультурного понимания
6. Основная цель рационалистической интерпретации идентичности – преодоление ее субъективности как основания социальной действительности индивида через «историческое бытие» субъекта. В рамках экзистенциальной интерпретации бытие действительно включено в существование. «Я» индивида, «социальная реальность», практическое осуществление взаимопринадлежности индивидов определяются как историческое будущее экзистенции, идентичность предстает как непрерывный, постоянно возобновляемый выбор решения о том, как для самого себя осмыслить свой фундаментальный социальный проект, понять себя в своем социальном проекте.
Структуралистская интерпретация идентичности, основываясь на выделении механизма «синтагматической инсталляции», дает возможность «воссоздать» идентичность так, чтобы в подобной реконструкции можно было обнаружить особенности «функционирования» той совокупности характеристик локального социального пространства, которая была принята за «объект».