Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни.1 Шпонированные панели для стен по материалам www.kverkus-m.ru. | ит аудит пример в Москве
Эта граница довольно подвижна. Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим.
В 90-е годы цветной телевизор появился практически в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Уже сейчас в разряд относительной бедности перешли те, кто не может себе позволить купить японский телевизор или компьютер.
Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум и/или порог бедности, а верхней – так называемый приличествующий уровень жизни. Приличествующий уровень жизни отражает количество материальных благ, позволяющих человеку удовлетворять все разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным. По данным представительного исследования в Российской Федерации всего 11,4 % россиян имеют доходы, которые находятся на уровне приличествующей жизни или превышают его. На конец 90-х годов по статистике 30 % россиян получали доходы ниже официального прожиточного минимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,4 %, а абсолютной – 30 %.
В 11,5 % входят богатые (включая так называемых «новых русских») и часть среднего класса – те, кто по их собственным оценкам живет «нормально». Из 100 % населения вычитаем 30 % нищих, а также 11,5 % живущих на приличествующем уровне (уровень относительной бедности), и получаем 59,6 % расположенных между границами абсолютной бедности и относительной.
Чем богаче человек, тем выше его притязания. Люди победнее обладают довольно скромными представлениями о том, сколько денег им необходимо, чтобы «жить нормально». У богатых амбиции и претензии неизбежно растут. Другая тенденция: чем моложе возраст, тем больше требуется денег для того, чтобы жить нормально. Еще одна тенденция: чем выше образование, тем выше уровень притязаний. У тех, кто не имеет среднего образования, этот уровень в 2 раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом о высшем образовании. Наконец, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень притязаний в 3 раза выше, чем у жителей сельской местности. Таким образом, жители на селе считают, что им нужно гораздо меньше денег, чем горожанам. Это объясняется тем, что жизнь на селе во многом базируется на продукции, которую дает натуральное хозяйство, - собственного производства мясо, овощи с огорода. Кроме того, чем дальше от непосредственного производства жизненных благ, тем больше разнообразных посредников, а значит, тем выше цена потребляемых благ. Однако не меньшую роль здесь играет традиционно более низкий уровень притязаний жителей провинции и отсутствия влияния, так называемого, демонстративного потребления, обусловленного характером господствующих субкультур (например, посещения театра, спортзала, кафе).
Уменьшается государственное финансирование образования. Если в 1992 году доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85 %, то в последние годы она неуклонно снижалась, составив в 2005 году лишь 2,45 %. Это означает то, что образование в России все больше и больше переходит на платный уровень. В престижных средне специальных, средне технических и высших учебных заведениях на одно бюджетное место приходится до 45 претендентов. Что же делать тем, кому не улыбнется удача и он не вытащит счастливый билет? Можно, конечно, попробовать рискнуть и попытать счастье на следующий год, но кто даст гарантии, что на следующий год юноша или девушка поступит в лицей, техникум, ВУЗ. Можно попробовать поступить в более скромное учебное заведение, но престижное учебное заведение дает много преимуществ на рынке труда, на котором сейчас царит большая конкуренция. Приходится поступать на платное отделение. Но не у всех категорий людей есть финансовая возможность обучаться на платном отделении. К примеру, молодым людям из неполных семей, детям-инвалидам, детям из малоимущих семей вряд ли по силам платить за свое обучение. Приходится добиваться бюджетного места. К сожалению, государство не предусматривает помощи таким категориям людей и они на равных со всеми основаниях стараются поступить на бюджетное место. 1