Полным спектром дополнительных услуг по уходу, воспитанию и образованию детей могут воспользоваться лишь бизнесмены с высоким уровнем доходов. В этом слое наиболее популярны услуги гувернеров и репетиторов. У мелких и средних предпринимателей наиболее востребованы услуги нянь и репетиторов. Репетиторство распространено также в семьях специалистов, занятых интеллектуальным трудом и семьях работников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов и работников сферы услуг. В целом опрос показал высокую востребованность нянь, а также репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевидным становится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка, предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательный потенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, что приводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.
Крупные бизнесмены и предприниматели, занятые мелким и средним бизнесом, выражают недовольство преобладанием авторского стиля воспитательной работы в образовательных учреждениях. Родители из тех же социальных слоев, а также специалисты, занятые интеллектуальным трудом, являются сторонниками социальной сегрегации, говоря о важности круга общения ребенка и предъявляя претензии к смешиванию выходцев из разных социальных слоев в одной детской группе или классе.
Работники физического труда довольны уходом, питанием, общением детей в разновозрастных группах и работой педагогов. Однако именно для этих слоев часто высока оплата за пребывание ребенка в образовательном учреждении. Сельские жители, кроме того, сталкиваются с проблемой отдаленности дошкольных учреждений и школ от места жительства.
Социальная сегрегация в настоящее время наиболее очевидна между семьями, в которых родители заняты физическим трудом и семьями, где характер труда родителей связан с переработкой информации (в том числе экономической). Она наиболее очевидно проявляется в плане обеспеченности образовательных учреждений медико-оздоровительным оборудованием. Так, в сельских районах практически нет бассейнов, а в малых городах они встречаются чрезвычайно редко. Тренажеры также встречаются чаще в дошкольных учреждениях крупных городов.
Полинациональный принцип комплектования групп и классов привычен в нашей стране, где традиционно не акцентрировалась расовая и национальная принадлежность детей. Однако такое комплектование затрудняет воспитательную работу по формированию национального самосознания, а также мировоззрения представителей разных религиозных конфессий.
Многие родители и педагоги в настоящее время озабочены влиянием предшкольного и школьного обучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональное развитие. Востребованность специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состояния физического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинской поддержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательных учреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детских психиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учреждений валеологами и социальными педагогами.
В настоящее время самым редким видом диагностики дошкольников и школьников является физиологическая. В тоже время известно, что для расчета варианта адаптированности ребенка к ситуации школьного обучения необходимо использовать показатели, интегративно характеризующие физиологическую активность и психическую установку на деятельность . Для многих детей процесс регулярного обучения связан с риском перевозбуждения или утомления. Дети с таким комплексом показателей не нуждаются в дополнительной стимуляции, им следует обеспечить условия для отдыха или смены деятельности. Немало в образовательных учреждениях и детей отстраненных, подсознательно настроенных на минимизацию усилий. Ситуация обучения для них является конфликтной; они нуждаются в квалифицированной помощи по уменьшению уровня невротизации. Немало проблем доставляют педагогам и психологически пассивные учащиеся и бурными физиологическими реакциями (не вызванными физическими нагрузками). Часто взрослые, в том числе родители и учителя, прибегают по отношению к таким детям к авторитарным формам воздействия, не учитывая, что именно эти воспитанники отличаются повышенным уровнем тревожности и чаще других оказываются в стадии нервного истощения. К сожалению, результаты психологической и педагогической диагностики воспитанников дошкольных учреждений не передаются в средние общеобразовательные учреждения, как это принято относительно медицинской «Карты развития ребенка». Это приводит к необходимости повторной диагностики в школах. Преемственность разноуровневых образовательных учреждений в этом плане значительно упростила бы задачу школьных учителей, существенно облегчила бы процесс адаптации ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения.