Совершенно очевидно, что содержание образования и черты выстраиваемой культурной компетентности человека должны соответствовать социокультурному типу общества и воспроизводить личность, модальную для него. Причем одной из самых сложных задач для системы образования является адекватное понимание сущностных типологических признаков и черт культурно-ценностной системы, которая реально доминирует в обществе и должна реализовываться в социальной практике.
Перед отечественным образованием стоит задача определения того, какого рода культурная компетентность требуется ныне живущим и последующим поколениям россиян, то есть какой социокультурный тип общества с соответствующими параметрами социальной солидарности и личностной идентичности наше образование должно обеспечивать.
Проблема сложных индустриальных сообществ заключается в стремлении к замкнутости и конкурентности социальных слоев, представляющих разные политико-экономические сферы, имеющие собственные культурные стандарты. Каждый слой российского общества в настоящее время осознает собственное своеобразие и формирует соответствующую социокультурную идентичность. Снижение экономического потенциала страны по сравнению с советским периодом ускоряет процесс самоиндефикации, поскольку возможности доступа представителей разных социальных слоев к дефицитным материалам и духовным ценностям резко различаются. Результаты борьбы между социальными слоями неизбежно проявляются и в сфере образования. Качественные образовательные услуги становятся все более дефицитными, о чем свидетельствует, в частности, все большая дифференциация образовательных учреждений всех уровней. Неравенство вознаграждений в благосостоянии и престиже эволюционирует таким образом, что люди с необходимыми способностями и подготовкой попали в соответствующие ячейки социальной структуры.
Стремление России войти в мировое сообщество развитых индустриальных государств должно подкрепляться высокой доступностью качественного образования. Ведь в современном обществе для профессий, требующих низкой квалификации, снижается, а доля профессий, требующих высокой квалификации, увеличивается. Динамика возрастающих требований к члену современного развитого общества приводит к экспансии культурного образца, характерного для наиболее прогрессивного общественного слоя, через образовательную систему. При этом традиционные статусные маркеры личности: социальное происхождение, национальность, вероисповедание постепенно теряют свою социальную значимость для формирования социокультурной идентичности.
В данной курсовой работе поставлена двуединая задача не только проверки доступности элементарного образования для детей из разных социально-территориальных общностей, но и эффективности применяемых в дошкольном образовании технологий как с точки зрения подготовки детей к образовательным требованиям начальной школы, так и с позиций освоения ими культурного контекста определенной социальной страты.
Степень доступности образовательных услуг разным слоям населения и отличие потребительских стандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательными услугами выглядит примерно следующим образом:
- бизнесмены с высоким уровнем доходов;
- мелкие и средние предприниматели;
- специалисты, занятые интеллектуальным трудом;
- работники физического труда в промышленности;
- занятые трудом в сельском хозяйстве;
- работники сферы услуг;
- занятые на временной, случайной работе.
Как показал опрос органов управления образования по проблемам доступности и эффективности образовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудниками лаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, в стране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному и школьному воспитанию и образованию.
Так, дети бизнесменов с высоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов, занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка. В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охвачены медицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителей получают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляют также основной контингент негосударственных образовательных учреждений.