Объект и предмет социологии

Каждая наука, как и соответствующая ей учебная дисциплина, имеют свой объект изучения и свой предмет, которые взаимосвязаны, но существенно различаются. К сожалению, некоторые авторы учебных пособий по различным дисциплинам не отделяют эти понятия друг от друга, часто выдавая объект науки за ее предмет. Объект каждой науки – это часть действительности, которая обобщенно и углубленно отражается, исследуется этой наукой, находясь за ее пределами и до ее возникновения. Предмет – это содержание науки, ее основные положения, для теории – это система категорий (научных понятий) и законов, отражающих объект. Для уяснения предмета науки необходимо четкое представление о ее объекте.

В современной литературе, в том числе в учебниках и учебных пособиях, встречается несколько различных подходов к пониманию объекта социологии. Среди них наиболее распространенными являются следующие три подхода. Многие считают объектом социологии общество. Такая точка зрения была широко распространена в XX в. Она опиралась на высказывания французского философа Огюста Конта. В первой половине XIX в. он ввел в научный оборот понятие «социология», представляющее собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения, которое переводится на русский язык как наука об обществе. Другие считают объектом социологии не общество в целом, а гражданское общество. Этот подход обосновывается, например, известным российским социологом профессором Тощенко Ж. Т., главным редактором журнала « Социологические исследования» («СОЦИС»). Третьи считают объектом социологии социальную сферу, одну из основных сфер общества (схема № 1), которая выделяется при анализе общества в аспекте основных общественных отношений.

Чтобы понять, насколько правомерен такой подход, обратимся к анализу указанных четырех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной). В каждой из них можно выделить основные «клетки», отражающие ее сущность. В экономической сфере – это товар, в политической – власть, в духовной – мысль, в социальной – социальное действие, т.е. деятельность человека, ориентированная на реакцию другого человека, других людей. Эти «клетки» оказываются важнейшими категориями экономической теории, политологии, культурологии и социологии. Объектом экономической теории является экономическая сфера общества, отношения людей в процессе производства, обмена и потребления. Объектом политологии является политическая сфера, сердцевину которой составляют отношения по поводу власти, культурологии – духовная сфера, сфера осмысления мира. А объект социологии не ограничен социальной сферой, ибо социальные действия происходят во всех сферах общества, в процессе производства, обмена, потребления, в процессе формирования и осуществления власти, в обмене мыслями, идеями. Социология изучает и сознание, и поведение людей.

Объект социологии также шире гражданского общества как совокупности форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческими ценностями свободы личности и удовлетворения ее потребностей. Гражданское общество обычно противопоставляется государству (схема № 2). Но если государство формируется при переходе к экономической формации, то гражданское общество – на ее высшем этапе при расширении демократии и свободы личности. Гражданское общество непосредственно не связано с государством и его структурами. Оно и изучается социологией, в частности политической социологией. Социология изучает движущие силы сознания и поведения людей не только как членов гражданского общества, но и как граждан определенного государства, их сознание и поведение в ходе правотворчества, правоприменения, правоохраны и в других социальных процессах в государстве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |