3. Теоретический, результатом которого является получение нового теоретического знания, что является целью исследования.
Каждый из трех этапов на практике характеризуется в среднем следующими затратами времени: I этап – 35-40%, II этап – 20-30% и III этап – 35-40 % от всего отводимого на данное исследование времени. Конечно, каждое конкретное социологическое исследование требует своей структуры затрат времени. Она зависит от объекта, предмета, субъекта социологического исследования, от объективных и субъективных факторов. Второй этап, как правило, делится на две части, которые в основном требуют одинаковое количество затрат времени:
1) Сбор конкретной информации об исследуемом социальном явлении или проведение «полевых исследований»;
2) Обработка полученной информации. Каждая часть второго этапа в среднем требует примерно 10-15 % времени, отводимого на все исследование.
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методического. Методологический раздел имеет следующие части:
1) формулирование и обоснование проблемы – «знание о незнании»;
2) определение цели исследования;
3) определение объекта и предмета социологического исследования; предмет, как правило, это концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования;
4) логический анализ основных понятий;
5) формулировка рабочих гипотез, которые могут быть подтверждены или опровергнуты в ходе исследования;
6) определение задач исследования, которые, как правило, исходят из его цели и гипотез – научных предположений.
Среди шести выше приведенных частей наибольшую трудность для начинающих социологов представляет четвертая, т. е. логический анализ или «операционализация» основных понятий. Анализ этот необходим, чтобы перейти ко II этапу социологического исследования, чтобы определить какие методы социологического исследования рационально использовать в данном случае. Например, возьмем социологическое исследование производственной дисциплины, которое актуально в любом коллективе, где будут трудиться выпускники нашей академии. Состояние производственной дисциплины, обуславливается различными факторами (схема № 8). Для изучения каждого из них требуется использование различных методов социологического исследования.
Второй, методический (процедурный) раздел программы имеет две следующие части:
1) описание методов сбора информации;
2) описание обработки и анализа собранных данных, которые определяются конкретными условиями, задачами исследования.
При разработке методики социологического исследования надо выделить следующее: во-первых, возможность осуществления различных методов и процедур сбора и обработки информации для данного конкретного исследования; во-вторых, составление анкет, планов интервью и другого инструментария, необходимого при избранных методах сбора информации; в-третьих, определение выборки, то есть единиц наблюдения и их территориальное размещение.
На втором этапе социологического исследования, на основе его программы и составленного плана ведется наблюдение, изучение документов и различные виды опроса. Как правило, сочетаются различные методы сбора информации, которые дополняют друг друга. Наблюдение – планомерное восприятие с целью выявления существенных свойств изучаемого объекта. В ходе наблюдения не только регистрируются события и условия, в которых они происходят, но и анализируется поведение людей, межличностное общение, социальные взаимодействия в исследуемых общностях.