Общие черты социологии и идеологии и некоторое их взаимопереплетение, а главное, коренные интересы высшего слоя «коммунистической» партократии привели в нашей стране и в ряде так называемых «социалистических» стран к распространению тезиса о марксизме–ленинизме как «научной идеологии». Выпускались книги с названиями: «Марксистско-ленинская социология» и «Буржуазная социология». В действительности, наука не может иметь классовый характер, выражать интересы той или иной социальной группы, это – свойство идеологии . Изучая социологию, необходимо отличать научные положения, объективно отражающие действительность, от идеологических мифов и политических лозунгов, в которых реализуются интересы тех или иных социальных слоев общества.
В России последних веков, за исключением 1917–20-х годов, господствовала главным образом идеология феодализма. В XX в. менялась только форма идеологии, а для ее содержания было характерно принижение человека, сдерживание развития его свободы, в том числе свободы мысли.
Сохранение феодальной идеологии было обусловлено феодальными производственными отношениями. В России XIX-XX вв. предпринималось несколько попыток их преодоления. Первая – это отмена крепостного права, она способствовала появлению новых очагов капитализма в стране, но капиталистическая общественная система во II-ой половине XIX в. не сформировалась. Вторая – столыпинская реформа, она увеличила товарность сельскохозяйственного производства, но тоже не привела к ликвидации господства феодальных производственных отношений, к преодолению внеэкономической зависимости основной части тружеников от хозяев, от помещиков, от фабрикантов, которые не покупали рабочую силу за соответствующую ей плату, а в виде мизерной зарплаты компенсировали лишь часть средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Третья – февральская буржуазно-демократическая революция (1917 г.), которая должна была привести к смене феодальных производственных отношений буржуазным способом производства; но недостаточная численность, слабость российской буржуазии и ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе организованность большевистской партии, привели в том же году к октябрьской политической революции. Четвертая - новая экономическая политика, в начале двадцатых годов, с помощью которой руководство большевиков пыталось найти необходимые стимулы для развития экономики России.
В октябре 1917 г. к власти в России пришли люди, «штурмовавшие небо», как говорил о деятелях Парижской Коммуны К. Маркс. Они хотели построить новое, справедливое общество социального равенства тогда, когда для этого не было соответствующих условий. В их идеологии, как и в любых идеологиях, было много заманчивого, утопичного. Эта идеология провозглашала равенство, демократию, свободу, справедливость, гласность, идею научного управления общественным развитием. Реализации этих идей могла способствовать социология, и она начала развиваться в первые годы Советской власти. Значительное распространение получают социологические исследования. В 1919 г. был образован социобиологический институт, в задачу которого входило исследование сущности человека, появились кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение под руководством Питирима Сорокина. В то время издавалось значительное количество социологических публикаций.
Ситуация серьезно изменилась во второй половине 20-х годов, когда некоторые публицисты, выражающие интересы господствующей идеологии, стали считать социологию буржуазной лженаукой. С отменой новой экономической политики в СССР начинает складываться общество, основанное на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, прикрытого коммунистическими лозунгами. Идеология этого общества по форме была коммунистической, по содержанию – государственно-феодальной. Она выражала коренные интересы высшего руководства партии и государства, являвшегося особым слоем социально-классовой структуры. Его представителей можно назвать государственными феодалами. Они от имени государства распоряжались, владели и пользовались средствами производства и природными богатствами России. От них, как от феодалов, зависели судьбы трудящихся, которым в виде зарплаты или оплаты трудодней платили не в соответствии с их трудом, а давали столько, сколько необходимо для простейшего воспроизводства рабочей силы. А сами они как феодалы получали доходы в виде ренты, т. е. в виде различных привилегий. В политической жизни общества утвердился тоталитаризм, сковывающий инициативу человека, не допускавший расширения демократии, гласности и плюрализма. В социальных отношениях существовал классовый антагонизм между трудящимися и государственными феодалами, который, в конечном счете, и привел к коренным политическим и социокультурным изменениям общества, начиная с 1987 г., т. е. с перестройки, и особенно, с августа 1991 г., т. е. с буржуазно-демократической революции.