Объект и предмет социологии

Общество в целом, основные законы его становления и развития – это объект и предмет социальной философии. От социальной философии социология отличается как объектом, так и методом. Социология изучает не общество в целом, а современную социальную жизнь и поведение в ней человека. Основным методом социологии являются социологические исследования, т.е. система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверную информацию об изучаемом социальном процессе или явлении. Социологические исследования позволяют углубиться в сознание и поведение людей, выявить новые научные знания.

Итак, объектом социологии является современный социум – социальный аспект общества и личность – социальный аспект человека. Социология изучает взаимосвязь социума и личности, ее социальные действия, связи, взаимодействия. Социум – совокупность социальных взаимодействий людей, периодически повторяющиеся социальные действия людей по отношению друг к другу. Социальные взаимодействия происходят во всех сферах общества: бывают социально-экономические, социально-политические, социокультурные и другие взаимодействия. Объект социологии шире, чем объект экономической теории, политологии, культурологии, но они не включаются в социологию. Данный факт может служить подтверждением того, что объектом социологии не является общество в целом.

В XX в. в понимании объекта социологии, особенно в нашей стране, часто игнорировался его основной, главный элемент – личность. В советском обществоведении игнорировались положения К. Маркса и Ф. Энгельса о свободе личности, о правах человека, и учение Маркса об отчуждении человека в рамках экономической формации. Даже положение Маркса о том, что человек это ансамбль общественных отношений, переведена на русский язык в следующей трактовке: человек – совокупность общественных отношений, а различие между этими фразами существенно, т. к. в последней человек представлен исключительно как объект социальной системы, но не ее субъект. Маркс, используя понятие ансамбль, неоднократно подчеркивал, что личность не только продукт общественного развития, но и активная сила социального процесса.

Да и в постсоветских учебных пособиях по социологии недостаточное внимание уделяется человеку, личности как субъекту социальных изменений.

Процесс производства, участниками которого станут выпускники нашего вуза, обуславливается тремя взаимосвязанными факторами: материальным, финансовым и человеческим. В XXI веке роль человеческого фактора все больше будет возрастать, что требует совершенствования социальной технологии, умения использовать возможности человека и межличностных взаимодействий, чему должно способствовать изучение социологии. Современное гуманитарное образование сохраняет те недостатки, которые ему были присущи в XX в. Во-первых, оно дает определенные знания об обществе, но не умение его изменить. Главной целью процесса обучения должно быть формирование у человека исследовательской позиции, направленной на поиск в социальной действительности проблем и путей их решения. Во-вторых, оно часто имеет догматический характер, оторванность от реальности, от современной социальной практики. Такое образование закрепляет уже существующие социальные структуры и формирует конформистов. Оно развивает функцию левого (аналитического) полушария мозга, пренебрегая при этом правым (интуитивным) полушарием. Преимущественное же внимание к мышлению и действию, к результативности и творчеству снимает проблему перегрузки обучения: следует обучать только самому важному в процессе развития личности. В-третьих, современное образование, как и в XX в. формирует просвященного, а не изобретающего человека будущего. XXI веку нужен новый человек, активный субъект социума, человек инновационный, понимающий мир сегодня и способный развивать цивилизацию завтра.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |