В духовной сфере феодализма, в том числе и государственного феодализма, господствующее положение занимает идеология, а не наука. В общественное сознание внедрялись различные мифы, утопии фальсифицированного марксизма, «мозги затуманивались» идеологическими клише и политическими лозунгами, выражавшими интересы и заблуждения правящего класса советского общества. Культивировались «коммунистические» традиции, обряды, ритуалы, которые массами выполнялись формально. Учение о социализме преподносилось часто догматически, подобно религиозному учению. Как и в любом феодальном обществе, имело место возвышение личности первого руководителя государства.
Идеология и социология были взаимосвязаны в нашей стране и в 60-80 гг., но характер этой взаимосвязи изменился. В начале указанного периода началась «оттепель» в общественной жизни общества, некоторые, хотя очень незначительные, переориентации в господствующей идеологии. Они привели к тому, что в прошлое ушел тезис о «социологии как буржуазной лженауке» и возобновились социологические исследования, хотя они проводились под контролем партийных комитетов. Социология, социологические исследования стали использоваться для пропаганды и распространения господствующей идеологии.
Социология и идеология, несмотря на их взаимосвязь, качественно отличаются друг от друга. Во-первых, идеология, как мы отмечали, выражает интересы, отражая действительность такой, какой она кажется, а социология отражает действительность такой, какая она есть. Во-вторых, они имеют разные социальные функции. Идеология объединяет определенный социальный слой общества для достижения политических целей. Если же она господствует в обществе, то выполняет функцию идейного обеспечения механизма поддержания стабильности общества. Она играет существенную роль в классовых отношениях, которая проявляется в идеологической борьбе. В-третьих, они различаются по характеру отражения социальной действительности. Идеология выдвигает идеи, лозунги, часто формирует мифы, умозрительные утопические конструкции. Социология представляет собой систему категорий, закономерностей, принципов, методов исследования, формирует научные положения.
В настоящее время в России идет прогрессивный, объективный переход от общества, основанного на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма (например в виде общественных фондов потребления), прикрытого коммунистическими лозунгами, к обществу, основанному на буржуазном способе производства. В этих условиях обостряется идеологическая борьба между различными социально-классовыми слоями общества. Одни, так называемые коммунисты, утверждают, что правящие слои России ведут общество от социализма к капитализму. Другие, так называемые демократы, говорят о недопустимости возвращения к социализму. Получается, что обе спорящие стороны, их идеологии еще не освободились от мифа, что в нашей стране существовал социализм.
Если понимать социализм как начальный этап формации, следующей за экономической, то он не может возникнуть в одной отдельно взятой стране. Его предпосылкой является мировой капиталистический рынок, который лежит в основе глобализации, интеграции человечества. Общество, существовавшее в нашей стране, и по уровню производительных сил, и по характеру производственных отношений, и по социально-классовой структуре, по уровню демократии и другим основным показателям общественного прогресса было не только не социалистическим, но и по существу добуржуазным. Социология помогает видеть социальную действительность такой, какая она есть, а не такой, какой она кажется. Последнему способствует идеология, политика. Как писал В. И. Ленин - выдающийся российский и международный политик XX в., политическая идеология делает людей жертвами обмана и самообмана.