Заключительный этап социологического исследования представляет собой обобщение собранного материала, его интерпретацию. Оно приводит к выводам, которые опровергают или подтверждают рабочие гипотезы, выдвинутые в программе исследования. В результате социологического исследования наряду с новыми теоретическими положениями могут содержаться практические предложения по совершенствованию методики исследования, а также формулируются новые социальные проблемы, т. е. появляется новое «знание о незнании».
Социологическое исследование, будучи взаимосвязанным с социологической теорией, в поисках истины должно исходить из принципов объективности, всесторонности и репрезентативности. Принцип объективности обуславливает достоверность получаемой информации, критический подход к ней. Принцип всесторонности связан с комплексным подходом к изучаемому явлению и позволяет избежать ошибочных суждений, поспешных выводов и непродуманных действий, которые чаще всего оказываются результатом одностороннего подхода. Принцип репрезентативности, представительности, типичности необходим при составлении выборки как в случае проведения опросов, так и при изучении документов и в ходе наблюдения. Единство социологической теории и социологических исследований позволяет углубиться в сущность жизни и поведения человека, а также рационально воздействовать на эти сложные социальные процессы. Таким образом, прослеживается взаимосвязь познавательной и методологической функций науки.
Идеология – совокупность идей и взглядов, в которых отражается и оценивается социальная действительность с точки зрения интересов конкретных социальных слоев общества. Социология и идеология имеют много общего. Во-первых, они имеют один и тот же объект – современное общество – и отражают его в обобщенной форме. Во-вторых, опираются в своем развитии на имеющийся мыслительный материал об обществе. В-третьих, они используют в основном одни и те же понятия. Социология и идеология имеют не только общие черты, но и в определенной мере взаимопереплетаются. Это обусловлено тем, что они являются элементами теоретического уровня общественного сознания. Идеология формирует идеи о социальных ценностях, выдвигает мыслительные конструкции будущего общества, утопии, в рамках которых вырабатываются представления о «всеобщем» идеале. В определенных условиях они могут выступать в качестве гипотез в социологии.
Общие черты социологии и идеологии и некоторое их взаимопереплетение, а главное, коренные интересы высшего слоя «коммунистической» партократии привели в нашей стране и в ряде так называемых «социалистических» стран к распространению тезиса о марксизме–ленинизме как «научной идеологии». Выпускались книги с названиями: «Марксистско-ленинская социология» и «Буржуазная социология». В действительности, наука не может иметь классовый характер, выражать интересы той или иной социальной группы, это – свойство идеологии . Изучая социологию, необходимо отличать научные положения, объективно отражающие действительность, от идеологических мифов и политических лозунгов, в которых реализуются интересы тех или иных социальных слоев общества.
В России последних веков, за исключением 1917–20-х годов, господствовала главным образом идеология феодализма. В XX в. менялась только форма идеологии, а для ее содержания было характерно принижение человека, сдерживание развития его свободы, в том числе свободы мысли.
Сохранение феодальной идеологии было обусловлено феодальными производственными отношениями. В России XIX-XX вв. предпринималось несколько попыток их преодоления. Первая – это отмена крепостного права, она способствовала появлению новых очагов капитализма в стране, но капиталистическая общественная система во II-ой половине XIX в. не сформировалась. Вторая – столыпинская реформа, она увеличила товарность сельскохозяйственного производства, но тоже не привела к ликвидации господства феодальных производственных отношений, к преодолению внеэкономической зависимости основной части тружеников от хозяев, от помещиков, от фабрикантов, которые не покупали рабочую силу за соответствующую ей плату, а в виде мизерной зарплаты компенсировали лишь часть средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Третья – февральская буржуазно-демократическая революция (1917 г.), которая должна была привести к смене феодальных производственных отношений буржуазным способом производства; но недостаточная численность, слабость российской буржуазии и ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе организованность большевистской партии, привели в том же году к октябрьской политической революции. Четвертая - новая экономическая политика, в начале двадцатых годов, с помощью которой руководство большевиков пыталось найти необходимые стимулы для развития экономики России.