В октябре 1917 г. к власти в России пришли люди, «штурмовавшие небо», как говорил о деятелях Парижской Коммуны К. Маркс. Они хотели построить новое, справедливое общество социального равенства тогда, когда для этого не было соответствующих условий. В их идеологии, как и в любых идеологиях, было много заманчивого, утопичного. Эта идеология провозглашала равенство, демократию, свободу, справедливость, гласность, идею научного управления общественным развитием. Реализации этих идей могла способствовать социология, и она начала развиваться в первые годы Советской власти. Значительное распространение получают социологические исследования. В 1919 г. был образован социобиологический институт, в задачу которого входило исследование сущности человека, появились кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение под руководством Питирима Сорокина. В то время издавалось значительное количество социологических публикаций.
Ситуация серьезно изменилась во второй половине 20-х годов, когда некоторые публицисты, выражающие интересы господствующей идеологии, стали считать социологию буржуазной лженаукой. С отменой новой экономической политики в СССР начинает складываться общество, основанное на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, прикрытого коммунистическими лозунгами. Идеология этого общества по форме была коммунистической, по содержанию – государственно-феодальной. Она выражала коренные интересы высшего руководства партии и государства, являвшегося особым слоем социально-классовой структуры. Его представителей можно назвать государственными феодалами. Они от имени государства распоряжались, владели и пользовались средствами производства и природными богатствами России. От них, как от феодалов, зависели судьбы трудящихся, которым в виде зарплаты или оплаты трудодней платили не в соответствии с их трудом, а давали столько, сколько необходимо для простейшего воспроизводства рабочей силы. А сами они как феодалы получали доходы в виде ренты, т. е. в виде различных привилегий. В политической жизни общества утвердился тоталитаризм, сковывающий инициативу человека, не допускавший расширения демократии, гласности и плюрализма. В социальных отношениях существовал классовый антагонизм между трудящимися и государственными феодалами, который, в конечном счете, и привел к коренным политическим и социокультурным изменениям общества, начиная с 1987 г., т. е. с перестройки, и особенно, с августа 1991 г., т. е. с буржуазно-демократической революции.
В духовной сфере феодализма, в том числе и государственного феодализма, господствующее положение занимает идеология, а не наука. В общественное сознание внедрялись различные мифы, утопии фальсифицированного марксизма, «мозги затуманивались» идеологическими клише и политическими лозунгами, выражавшими интересы и заблуждения правящего класса советского общества. Культивировались «коммунистические» традиции, обряды, ритуалы, которые массами выполнялись формально. Учение о социализме преподносилось часто догматически, подобно религиозному учению. Как и в любом феодальном обществе, имело место возвышение личности первого руководителя государства.
Идеология и социология были взаимосвязаны в нашей стране и в 60-80 гг., но характер этой взаимосвязи изменился. В начале указанного периода началась «оттепель» в общественной жизни общества, некоторые, хотя очень незначительные, переориентации в господствующей идеологии. Они привели к тому, что в прошлое ушел тезис о «социологии как буржуазной лженауке» и возобновились социологические исследования, хотя они проводились под контролем партийных комитетов. Социология, социологические исследования стали использоваться для пропаганды и распространения господствующей идеологии.
Социология и идеология, несмотря на их взаимосвязь, качественно отличаются друг от друга. Во-первых, идеология, как мы отмечали, выражает интересы, отражая действительность такой, какой она кажется, а социология отражает действительность такой, какая она есть. Во-вторых, они имеют разные социальные функции. Идеология объединяет определенный социальный слой общества для достижения политических целей. Если же она господствует в обществе, то выполняет функцию идейного обеспечения механизма поддержания стабильности общества. Она играет существенную роль в классовых отношениях, которая проявляется в идеологической борьбе. В-третьих, они различаются по характеру отражения социальной действительности. Идеология выдвигает идеи, лозунги, часто формирует мифы, умозрительные утопические конструкции. Социология представляет собой систему категорий, закономерностей, принципов, методов исследования, формирует научные положения.