Объект и предмет социологии

В октябре 1917 г. к власти в России пришли люди, «штурмовавшие небо», как говорил о деятелях Парижской Коммуны К. Маркс. Они хотели построить новое, справедливое общество социального равенства тогда, когда для этого не было соответствующих условий. В их идеологии, как и в любых идеологиях, было много заманчивого, утопичного. Эта идеология провозглашала равенство, демократию, свободу, справедливость, гласность, идею научного управления общественным развитием. Реализации этих идей могла способствовать социология, и она начала развиваться в первые годы Советской власти. Значительное распространение получают социологические исследования. В 1919 г. был образован социобиологический институт, в задачу которого входило исследование сущности человека, появились кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение под руководством Питирима Сорокина. В то время издавалось значительное количество социологических публикаций.

Ситуация серьезно изменилась во второй половине 20-х годов, когда некоторые публицисты, выражающие интересы господствующей идеологии, стали считать социологию буржуазной лженаукой. С отменой новой экономической политики в СССР начинает складываться общество, основанное на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, прикрытого коммунистическими лозунгами. Идеология этого общества по форме была коммунистической, по содержанию – государственно-феодальной. Она выражала коренные интересы высшего руководства партии и государства, являвшегося особым слоем социально-классовой структуры. Его представителей можно назвать государственными феодалами. Они от имени государства распоряжались, владели и пользовались средствами производства и природными богатствами России. От них, как от феодалов, зависели судьбы трудящихся, которым в виде зарплаты или оплаты трудодней платили не в соответствии с их трудом, а давали столько, сколько необходимо для простейшего воспроизводства рабочей силы. А сами они как феодалы получали доходы в виде ренты, т. е. в виде различных привилегий. В политической жизни общества утвердился тоталитаризм, сковывающий инициативу человека, не допускавший расширения демократии, гласности и плюрализма. В социальных отношениях существовал классовый антагонизм между трудящимися и государственными феодалами, который, в конечном счете, и привел к коренным политическим и социокультурным изменениям общества, начиная с 1987 г., т. е. с перестройки, и особенно, с августа 1991 г., т. е. с буржуазно-демократической революции.

В духовной сфере феодализма, в том числе и государственного феодализма, господствующее положение занимает идеология, а не наука. В общественное сознание внедрялись различные мифы, утопии фальсифицированного марксизма, «мозги затуманивались» идеологическими клише и политическими лозунгами, выражавшими интересы и заблуждения правящего класса советского общества. Культивировались «коммунистические» традиции, обряды, ритуалы, которые массами выполнялись формально. Учение о социализме преподносилось часто догматически, подобно религиозному учению. Как и в любом феодальном обществе, имело место возвышение личности первого руководителя государства.

Идеология и социология были взаимосвязаны в нашей стране и в 60-80 гг., но характер этой взаимосвязи изменился. В начале указанного периода началась «оттепель» в общественной жизни общества, некоторые, хотя очень незначительные, переориентации в господствующей идеологии. Они привели к тому, что в прошлое ушел тезис о «социологии как буржуазной лженауке» и возобновились социологические исследования, хотя они проводились под контролем партийных комитетов. Социология, социологические исследования стали использоваться для пропаганды и распространения господствующей идеологии.

Социология и идеология, несмотря на их взаимосвязь, качественно отличаются друг от друга. Во-первых, идеология, как мы отмечали, выражает интересы, отражая действительность такой, какой она кажется, а социология отражает действительность такой, какая она есть. Во-вторых, они имеют разные социальные функции. Идеология объединяет определенный социальный слой общества для достижения политических целей. Если же она господствует в обществе, то выполняет функцию идейного обеспечения механизма поддержания стабильности общества. Она играет существенную роль в классовых отношениях, которая проявляется в идеологической борьбе. В-третьих, они различаются по характеру отражения социальной действительности. Идеология выдвигает идеи, лозунги, часто формирует мифы, умозрительные утопические конструкции. Социология представляет собой систему категорий, закономерностей, принципов, методов исследования, формирует научные положения.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |