В середине 70-х годов некоторые европейские страны, например, ограничили иммиграцию воссоединением семей и приемом беженцев. Но не прошло и 10 лет после этого, как начиная с 1984 г. во Францию устремился мощный поток политических беженцев.
Великобритания начала контролировать иммиграцию с начала 60-х годов. Первые ограничения, которые лишили граждан Британского содружества автоматического права селиться в метрополии, были введены в 1962 г. Сегодня британское гражданство может быть получено только по праву рождения и происхождения или путем натурализации по решению министра внутренних дел.
В 1990 г. число беженцев, прибывших в Великобританию, составило 20,5 тыс. человек, что более чем в 4 раза превышает квоты на их прием, существовавшие до начала 90-х годов. В основном это были выходцы из африканских стран – Эфиопии, Сомали, Уганды, Заира, Ганы, а также из Шри-Ланки, Индии, Турции, Ирана и Ирака8.
Учитывая, что эмиграция стала превышать необходимые допустимые нормы и осуществляется под иным предлогом, английское правительство предприняло первые шаги для ограничения притока беженцев: ужесточены правила предоставления въездных виз, авиакомпании подвергаются штрафам в размере 1 тыс. ф. ст. за каждого пассажира, который прибыл без соответствующих официальных документов, и пр.
Эти ограничения для легальной и в особенности для нелегальной иммиграции состоят, в частности, в том, что в иммиграционные законы многих европейских стран вводятся новые, более точные дефиниции для характеристики таких категорий, как «политический беженец», «экономический иммигрант» и т.д.
Неоднозначно относится к иммигрантам и общественное мнение стран-реципиентов. Деловые круги этих стран видят в иммигрантах источник дешевой и, самое главное, бесправной рабочей силы. Ее не защищают ни местные профсоюзы, ни местное трудовое законодательство. Особенно это относится к нелегальным иммигрантам, число которых иногда превышает число легальных.
Но деловые круги – владельцы фабрик и мастерских, где может быть использован малоквалифицированный или совсем неквалифицированный труд легальных и нелегальных иммигрантов, обычно не высказывают открыто своего положительного отношения к эксплуатации дешевой рабочей силы иммигрантов.
Другое дело, когда речь идет о специально проводимых обследованиях и опросах. Например, согласно опросу общественного мнения, проведенному в 1990 г. в Италии, 49,7% (т.е. половина опрошенных) считали, что иностранцев в стране слишком много и что они создают для местных властей немало проблем, в числе которых – незаконные промыслы, социальные осложнения, безработица и даже терроризм. Согласно этому же опросу, арабы и африканцы считаются иностранцами, наименее поддающимися ассимиляции.
Весьма характерна в этой связи точка зрения сотрудника Министерства иностранных дел Испании Л.Ф.де ла Пенья: «Два берега Средиземного моря расходятся все дальше друг от друга. Ширится пропасть в доходах. Наше население достигнет определенной стабильной численности, а их – удвоится в следующие два-три десятка лет. На юге происходит возрождение традиционализма из-за провала моделей развития, импортированных с севера. Это может привести к радикализации и возобновлению конфликта между исламской и западной цивилизациями. Иными словами, будет больше арабов, они будут относительно бедней, станут более радикальными и двинутся на север»9.