Социальное прогнозирование
- это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта[4]. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действительности.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и социальные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозирования. Хотя, вероятно, правомерна и постановка вопроса о выделении прогнозирования проблем социальной работы в самостоятельный вид социального прогнозирования.
Среди функций социального прогнозирования многие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативную и предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их достижения. Нормативная означает определение важнейших тенденций социального развития, динамики социальных потребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероятного развития[5].
В учебных пособиях по прогнозированию приводятся различные методики его проведения. Думается, что наиболее приемлемой является технология проведения социального прогнозирования, включающая в себя семь основных этапов:
1. Предпрогнозная ориентация,
т. е. определение объекта, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования.
2. Определение прогнозного фона,
образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение
базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных показателей, параметров и тенденций.
4. Поисковый прогноз,
т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.