5. Нормативный прогноз,
т. е. проекция базовой модели в будущее в соответствии с
предполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния.
6. Оценка степени достоверности и ее уточнение
через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику.
7. Выработка предложений, рекомендаций,
позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования.
Дискуссионной остается проблема определения методов социального прогнозирования. Одни исследователи к основным группам относят экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование. Ряд ученых подразделяют все многообразие методов социального прогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные. Есть и другие варианты решения вопроса типологии методов социального прогнозирования.
Как нам представляется, вполне правомерно выделять общенаучную группу методов прогнозирования, состоящую из анализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индукции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и др.[6]. Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группу инновационных, сориентированных на коллективное мнение, мнение большинства экспертов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллективную экспертную оценку прогнозируемого события. Он предполагает совместное обсуждение проблемы специалистами разных исследовательских направлений, научных школ и сориентирован на сближение экспертных позиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход в определенной мере снижает приспособление участников работы к доминирующему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет полностью стремлений эксперта следовать мнению большинства, а значит, снижает уровень научности.
К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др.[7].
При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования:
—принцип системности, требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;
—принцип согласованности поисковых и нормативных прогнозов;
—принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона;
—принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных;
—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов;
—принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку[8].
Прогнозы различаются на основе целевого критерия на три вида - поисковый, нормативный и комплексный.
Поисковый прогноз,
содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?