Следует отметить, что прогнозирование рынка труда - непрерывный процесс, требующий систематических уточнений по мере формирования новых данных. В ряде случаев прогнозы занятости населения корректируются демографическими прогнозами. Так, на основе демографического прогноза, осуществленного Министерством труда и социального развития Ростовской области, была проведена корректировка расчета потребности муниципальных образований в создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г.
В настоящее время существенное влияние на рынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудоспособного возраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будет сохраняться до 2005 г., а с 2006 г. численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться[13]. Такой прогноз требует от федеральных и местных органов власти осуществления комплекса упредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занятости населения.
Возможности прогнозирования используются и в социальной педагогике. Оно применимо, например, для личностного развития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе. Такое прогнозирование часто называют стимулирующим или педагогическим. Оно представляет собой программу действий, направленных, во-первых, на выявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта, воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, на подбор методов и приемов, стимулирующих саморазвивающие начала в формировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностного развития приобретает тогда, когда социальный работник решает проблемы трудного подростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-педагогический консилиум, идея которого в разных вариантах осуществлялась еще великим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум - это совещание, где могут быть представлены наряду с социальным педагогом или психологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зависит от конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозирования личностного развития дает возможность объединить усилия всех участников воспитательного процесса, выстроить перспективу и программу действий по реализации важнейших задач развития подростка. В результате формируется система наиболее эффективных приемов реализации индивидуального подхода к ребенку.
Как известно, конфликты, кризисы являются проявлением жизнедеятельности общества. А она не может быть без проблем, а значит необходимо предвидеть их развитие и стремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объекта прогнозирования может выступать и трудовой коллектив, и семья, и сфера социально-этнических отношений, и сама личность с ее проблемами.
Статистика последних лет свидетельствует о сохраняющейся в нашей стране негативной тенденции роста числа разводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозирования семейных конфликтов[14]. Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играет непонимание между супругами, накладывающееся на бытовые неурядицы. Очень часто в основе непонимания лежит разный взгляд супругов на свое положение в семейной жизни, разное видение идеала благополучной семьи. Воспитываясь, формируясь как личность в своих родительских семьях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоенные нормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегда осознается ими самими и ведет к семейным конфликтам.